Урок литературного чтения по рассказу Л.Н.Толстого «Котенок»
Маврина Елена Ивановна, учитель начальных классов
МОУ СОШ №15» города Салават,
республики Башкортостан,
Данный урок разработан по традиционной программе обучения, по учебнику М. В. Головановой «Родная речь».
Я работаю под девизом: «Затея, конечно, не слишком простая играя -учить и учиться – играя, но если с учёбой сложить развлеченье, то радостью станет любое ученье».
Поэтому всегда я включаю игровые моменты, через которые стараюсь решать воспитательные задачи на любых уроках.
Кроме того я работаю в коррекционном классе IV вида ( для детей с ослабленным зрением).В своей работе я опираюсь на методику, разработанную В. Ф. Базарным по охране и укреплению здоровья детей. Одними из принципов его методики являются :
а) режим динамических поз (это периодическая смена поз, в частности перевод детей из традиционной позы обучения – сидя, в позу –стоя.)
б) расширение зрительно – пространственной активности в режиме школьного урока.
Я стараюсь строить урок с таким расчетом, чтобы ученики несколько раз организованно переходили из положения сидя в положение стоя. Однако главным здесь оказывается не столько продолжительность пребывания в таком положении, сколько сам факт смены позы. В представленном мной уроке оба эти принципа осуществляются в упражнении «Отгадай загадку» (дети выполняют его стоя, отгадку не называют , а показывают глазками ( на стенах и потолке класса расположены мелкие картинки, такого размера, чтобы их могли увидеть дети, они осуществляют интенсивные движения не только глазами, но и головой и всем туловищем.)
Периодическое внесение в процесс урока сенсорного разнообразия, переключение ближнего зрения на дальнее, а так же активизация общего, в том числе зрительно-координаторного чувства с помощью интенсивных движений способствуют не только предупреждению утомляемости школьников, но и поддержанию естественного хода развития структурных и функциональных характеристик зрительной системы.
На каждом уроке я использую различные упражнения для глаз, одну из таких физминуток, я представила в разработке этого урока.
Цель : продолжить работу по ознакомлению учащихся с творчеством Л. Н. Толстого.
Задачи:
• работать над совершенствованием техники чтения;
• развивать речь учащихся;
• обогащать словарный запас детей;
• развивать логическое, творческое мышление;
• воспитывать любовь к животным, чувство сострадания.
Оборудование: деформированная пословица, магнитофон с записью были «Котёнок», иллюстрации
к произведению, портрет Л. Н. Толстого.
Ход урока:
1. Организация начала урока:
Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем.
Ни минуты не теряем.
2. Начнём урок с проверки домашнего задания. (Выставка рисунков к рассказам Л. Н. Толстого)
а)индивидуальная работа.
Соедини название произведения и пословицу, подходящую к ней. (двое у доски)
«Старый дед и внучек» Без уменья и сила ни причём.
«Отец и сыновья» Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
«Лгун» Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь.
«Как мужик убрал камень» Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
б) Игра «Назови лишнее»
«Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Старик – годовик», « Как мужик убрал камень».
(Автор всех произведений Лев Николаевич Толстой, а сказку «Старик годовик» написал Владимир Иванович Даль.)
Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л. Н. Толстого , а с каким произведением узнаете, если
отгадаете загадку: (отгадку покажите глазками: дети стоят)
Он первым входит в дом
И живёт подолгу в нём
То мяучет, то играет, исчезает далеко,
А когда придёт обратно, то из блюдца аккуратно
Пьёт парное молоко. (Котёнок)
Мы познакомимся с былью « Котёнок»
3. Динамическая разминка:
А) дыхательная гимнастика:
Руки за спину положим,
голову поднимем выше ,
и легко, легко подышим.
• короткий вдох, короткий выдох.
• Глубокий вдох, выдох на усиливающийся звук у.
• Глубокий вдох, выдох на убывающий звук а.
Б) артикуляционная гимнастика:
• Упр. «Улыбка»
• Упр. «Трубочка»
• Упр. «Маляр»
• Упр. «Лошадки»
В) Работа со скороговоркой:
На окошке крошку – мошку
Ловко ловит лапой кошка.
жужжащее чтение
хоровое чтение (прочитаем, проговорив чётко)
О ком говорится в скороговорке?
Что делает кошка?
Почему мошку называют крошкой?
Прочитайте скороговорку с логическим ударением на выделенные слова .
Чтение в быстром темпе. (хором, по одному)
4. Работа с деформированной пословицей.
Незнайка, как всегда, спеша к нам на урок, рассыпал пословицу.
Соберите пословицу:
друга, нет, а нашёл, ищи, береги.
(Нет друга – ищи, а нашёл – береги.)
Объясните смысл пословицы.
(Плохо без друга, но если он есть, его надо беречь.)
Наша задача на уроке определить как мысль, выраженная в пословице, связана с нашим рассказом.
5. Словарная работа:
Что такое быль?
(Это то, что было в действительности.)
Амбар – строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку.
На стр. 107 рассмотрите иллюстрацию, скажите, о чём пойдёт речь в рассказе?
Давайте проверим, верны ли ваши предположения.
6. Первичное чтение со звуковым ориентиром.
(Дети читают глазками за диктором.)
7. Анализ произведения:
• Ответы на вопросы:
Как дети обнаружили пропавшую кошку?
Какой должна быть интонация этого отрывка? Радостной.
• Сколько котят родила кошка? (5)
Незнайка их сфотографировал (появляются 5 фотографий с котятами). Приложение 1.
Какого котёнка выбрали себе дети? (Дети выбирают серого с белыми лапками)
Как заботились дети о котёнке?
• Работа с иллюстрациями в группах. Приложение 2
Расположите иллюстрации в нужном порядке.
• Выборочное чтение:
Прочитайте отрывок, подходящий к первой иллюстрации; ко второй; к третьей.
Почему дети забыли про котёнка?
Какая опасность угрожала котёнку?
Как поступила Катя?
Как вы думаете, а правильно ли поступила Катя?
Отвечая на этот вопрос, поставь себя на место девочки.
Как Вася спас котёнка?(Что значит «пустился что было духу?»
Что можно сказать о Васе, какой он?
Опишите его, выбрав нужную характеристику.(словарь характеристик)
По чьей вине котёнку угрожала опасность?
Какие дети?(словарь характеристик)
Почему Вася перестал брать с собой котёнка?
Чему учит нас этот рассказ? Обратитесь к пословице.
(Мы в ответе за тех, кого приручили.)
Какие чувства вы испытывали во время слушания и чтения рассказа? (тревоги, страха, напряжения)
Какой момент был самым напряжённым, тревожным?
Физминутка: Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить:
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево, побыстрей,
Удивимся, что такое
и закроем их скорей,
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочки часов
проведём глазами дружно,
ну, а дальше, будь здоров.
8. Повторное чтение и составление плана.
(Сколько частей в рассказе?( 6) Читаем часть и озаглавливаем её.
1часть – чтение по цепочке, по одному предложению.
2 часть – продолжаем чтение по цепочке.(какая интонация должна быть при чтении этой части? (радостная!)
3, 4 часть – чтение в парах (буксир)
5 часть – жужжащее чтение,
6 часть – хоровое чтение.
План для пересказа:
1. Кошка пропала
2. Кошку нашли.
3. Самый лучший котёнок.
4. Дети забыли котёнка.
5. Собаки.
6. Спасение.
9. Пересказ по лану.
10. Домашнее задание: приготовить пересказ были по данному плану.
11. Оценивание.
12. Итог: С каким рассказом, какого автора мы познакомились на уроке?
Чему учились на уроке?
Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.
Комментарии
Еще никто не комментировал.
Оставьте комментарий