К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб». Черты народной сказки в произведении. Урок литературы в 5 классе

Зайнуллина Ольга Анатольевна
Учитель русского языка и литературы
Алексеевского муниципального образовательного учреждения
«Алексеевская средняя школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Алексеевского района РТ

Цель: дать понятие о жанровых отличиях сказки и рассказа, о роли деталей в тексте; развивать умение анализировать, сравнивать, строить аналогии, классифицировать, выделять главное, ставить и решать проблему, определять и объяснять литературоведческие понятия; воспитывать коммуникативную культуру, продолжить работу над нравственными целями.

Оборудование: портрет К.Г.Паустовского; выставка книг писателя; словари; на доске записан эпиграф: «Его мир – это жизнь, какой она бывает, какой может быть и более всего – какой быть должна » ( Г.П.Трефилова), обложка книги «Тёплый хлеб».

Ход урока:
1. Эмоциональный настрой.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня утром, когда вы шли в школу, какой была погода на улице? Не замерзли ли вы? Да, на улице сейчас морозно, холодно и людям, и зверям, и птицам. Но я знаю секрет того, как сделать, чтобы в морозный день стало теплее. Возьмите друг друга за руки. Что вы чувствуете?
Ученики. Тепло.
Учитель. А что ещё может быть тёплым? ( во время ответов учитель рисует ассоциограмму)Слайд №1
Ученики. – Тёплая ладонь.
-Тёплое солнце.
-Тёплое одеяло.
-Тёплый взгляд.
-Тёплые слова.
– Тёплый хлеб.

2. Словарная работа.
Учитель. Как вы думаете, ребята, почему я записала слова разным цветом? Определите значение слова «тёплый» .
Ученики работают со словарём. Делают вывод о прямом и переносном значении слова. Обращают внимание на словарные пометки. Слайд №2

3.Учитель. Дома вы прочитали произведение «Теплый хлеб».О чем оно?
Ученик О дружбе людей и животных.
Учитель А какие произведения о животных вам известны ещё?
Поиграем в игру: я называю произведение, а вы – автора и наоборот.
«Серебряное копытце», «Стрижонок Скрип», Чарушин, Житков, «Выскочка», «Теплый хлеб»

Учитель. Что вы знаете о К.Г.Паустовском? Слайд№3

4.Ученики сообщение о писателе.(индивидуальное задание)
5.Учитель. Дома вы прочитали произведение К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Ответьте на вопросы викторины «Кто самый внимательный читатель?»
1. Какой масти был конь? (Вороной)
2. Кто взял себе коня? (Мельник)
3. Какое прозвище имел Филька? («Ну тебя»)
4. Что сделал Филька с куском хлеба? (Кинул в снег)
5. Что случилось в природе после этого? (Метель и сильный мороз)
6. Сколько лет назад был такой же мороз? (Сто)
7. От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (От злобы)
8. Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (К Панкрату)
9. Что посоветовал Панкрат Фильке? ( Изобрести средство от стужи)
10. Сколько времени он дал Фильке? (Час с четвертью)
11. Кто был свидетелем их разговора? (Сорока)
12. Что придумал Филька? ( Продолбить лёд на реке)
13. Что сделали люди для своего спасения? (Продолбили лёд у мельницы)
14. Какую роль сыграла в спасении людей сорока? (Позвала тёплый ветер)
15. Что понёс Филька раненому коню? (Буханку свежего хлеба)
16. Что конь сделал после того, как съел хлеб? (Положил голову на плечо Фильке)
17. Почему сердилась сорока? (Её никто не слушал)

6.Учитель . Я убедилась, что вы внимательные читатели. А если бы вы были издателем книги, осталось ли бы таким же острым ваше внимание? Давайте проверим.
Слайд №4
Посмотрите на титульный лист. Чего на нем не хватает?
Ученики рассуждают. Приходят к выводу, что не указан жанр произведения.

7.Учитель. К какому жанру вы отнесете это произведение?
Слайд №6
Ученики Мнения разделились. Рассказ или сказка?
Учитель Итак, перед нами стоит проблема: каков жанр данного произведения?
Попробуйте определить тему нашего урока .
Правильно. Мы должны определить жанр произведения, найти в нем черты или сказки , или рассказа и сделать вывод о жанровой принадлежности.
Сейчас мы разделимся на группы с уловными названиями «Рассказ» и «Сказка», и каждая из групп будет доказывать свою точку зрения.

Работа учащихся в группах.
8.Ученики 1 группы. Читают первые 2 абзаца . Вывод: начало характерно для рассказа, так как события реальны.

Ещё какие детали описания помогают создать впечатление реальности происходящего? Подчеркни в тексте одной чертой.

9. Учитель. А почему автор указал, что это сказка?
Ученики 2 группы. В произведении присутствуют сказочные элементы.
Очеловечивание природы, ожидание чуда.
Учитель. Подтвердите примерами из текста.
Ученики Выборочное чтение текста ( наступление морозов, описание ночи, наступление тепла)
10.Учитель. У каждой группы на парте есть конверт, в котором даны названия отличительных черт сказки и рассказа. Задание: составить кластер на свою тему. Работа
с кластером.

Скачать полностью

Скачать презентацию

Снова в школу

Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.

Комментарии

Еще никто не комментировал.

Оставьте комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Недорого и надежно - продвижение статьями с гарантией размещения