Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» Урок русского языка. 4 класс
Хлопянова Татьяна Витальевна
преподаватель начальных классов
МОУ СОШ № 14 г. Новомосковска Тульской области
Цель: дальнейшее формирование учащимися умения описывать изображенное на картине.
Задачи:
1) Способствовать знакомству учащихся с творчеством И. И. Левитана, формирование учащимися умения строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль сочинения, путем речевой подготовки предупреждать недочеты и грамматические ошибки в сочинениях учащихся.
2) Активизировать деятельность учащихся по развитию творческого воображения, способности точно употреблять слова в устной и письменной речи.
3) Воспитывать эстетическое восприятие действительности и произведений живописи.
Оборудование: презентация, мультимедиа проектор, экран, индивидуальные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока
- Мы с вами ежедневно читаем рассказы, сказки, стихотворения. Все они написаны людьми, которые тоже когда-то были детьми. Возможно, и кто-то из вас станет известным поэтом, писателем или журналистом, но для этого нужно научиться писать небольшие сочинения. Сегодня как раз такая работа и предстоит. Вы напишите об осени, какой её увидел художник И. И. Левитан. Вам предстоит описать картину. Расскажите об осеннем настроении так, чтобы читателю захотелось продолжения этой золотой поры. А еще постарайтесь так описать картину, чтобы читателю захотелось ее увидеть.
II. Знакомство с жизнью и творчеством И. И. Левитана (слайды 2-5).
III. Знакомство с картиной И. И. Левитана «Золотая осень» (слайд 6).
- Глядя на эту картину, какие вспомним стихи? (стихи А.С.Пушкина, А.Н.Плещеева, И.А.Бунина, Ф.И.Тютчева).
- Как вы думаете, художнику нравится то, что он изобразил?
- Для того чтобы описать, что изображено на картине, нужно пользоваться следующим планом. (План распечатан на карточках для каждого учащегося)
План
1. Какое время года изображено на картине?
2. Что вы видите на переднем плане?
3. Что изобразил художник на заднем плане?
4. Какие цвета преобладают в пейзаже?
5. Что вам особенно нравится в полотне Левитана?
IV. Речевая подготовка.
1) Подберите синонимы к словам «художник» (живописец, пейзажист, мастер кисти); «создает» (пишет, изображает); «картина» (репродукция, полотно, пейзаж).
2) Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании?
3) Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху, внизу.
4) Найдите неточно употребленное слово и замените его: Солнечные лучи ярко греют (освещают) землю. Молодые березки сплошь накрыты (покрыты) золотистой листвой. Розоватые легкие облака плавают (плывут) по нежно-голубому небу.
Примерное описание картины:
Перед нами репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень». Это пейзаж яркого осеннего дня. Солнечные лучи ярко освещают природу. Молодые березки сплошь покрыты золотистой листвой. Розоватые облака плывут по нежно-голубому небу.
Слева, на высоком берегу реки, показана небольшая березовая рощица. Справа изображены отдельно стоящие березки, одетые медью осенней листвы. На переднем плане река. Вода в реке темно-синяя, а вдали – голубая. Одиноко стоящая березка определяет поворот реки. На заднем плане видна деревушка. Крестьянские домики маленькие и темные. Около них зеленеют поля, на которых взошли озимые. Они похожи на бархатный мягкий коврик.
Вся картина Левитана пронизана светом. Здесь нет темных тонов. Преобладают яркие, сочные краски: синяя, голубая, красная, золотистая. Смотришь на полотно и словно ощущаешь прохладный, бодрящий осенний воздух. Пейзаж не вызывает грусти. Глядя на картину, так и хочется воскликнуть: «Унылая пора! Очей очарованье!»
Самостоятельная работа
- Попробуйте сами написать сочинение об осени. При написании сочинения используйте репродукцию И. И. Левитана и следующий материал для описания осени. (Материал напечатан на карточках для каждого учащегося)
Материал к сочинению
Небо: голубое, с белыми облаками, чистое, лазурное.
Река: неширокая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением, вода тёмно-синяя, вдали – голубая.
Деревья: жёлтые, золотые, разноцветные, нарядные, пёстрые, красивые, в медных одеждах.
Поле вокруг деревни: широкое, раздольное, зелёное, свежее, как бархатный мягкий коврик, в зелени озимых.
Деревушка: маленькая, дальняя, с небольшими тёмными домиками.
V. Чтение сочинений
VI. Домашнее задание
Отредактировать написанное в классе, написать окончательный вариант сочинения.
Используемые источники:
Русский язык. 4 класс. Поурочные планы к учебнику Л.М.Зелениной «Русский язык. 4 класс». – М.: Просвещение, 2010 г./Сост. И.Ю.Дьяконова, И.В.Мукашева – Волгоград: Учитель – АСТ, 2009 г. – 112 с.
Скачать полностью с презентацией
Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.
Комментарии
Еще никто не комментировал.
Оставьте комментарий