Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук [и]. Урок литературного чтения, 1 класс.

Евсюкова Валентина Петровна
воспитатель группы продленного дня
МОУ СОШ № 17 г. Губкин

Цели урока:
Обучающие: создать условия для ознакомления обучающихся с гласным звуком [и], гласными буквами И, и; наблюдать за позиционным изменением согласных звуков: твердые – мягкие согласные.
Развивающие: создать условия для развития фонематического слуха, интереса к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей, содействовать развитию познавательной активности учащихся;
Воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения, бережного отношения к школьным принадлежностям.

Подобное занятие (с некоторыми изменениями) может быть проведено также в таких учреждениях, как развивающий детский центр для дошкольников.

Оборудование: «Русская азбука» учебник для 1 класса ( В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько, В.Д.Берестов), презентация, компьютер, проектор, листочки зеленые и желтые.
I.Организационный момент
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II. Речевая разминка.
1. – Сейчас мы с вами расскажем сказку о весёлом язычке, да не просто расскажем, но и покажем.
– Жил-был весёлый язычок в своём домике. Домик назывался… (Рот). В домике было две двери (показываю губы и зубы), откройте первую дверцу, потом вторую. Надоело Язычку сидеть в тёмном домике, он решил выйти погулять. Высунул он кончик на улицу, посмотрел, какая погода. Солнышко греет, решил Язычок позагорать. Лёг Язычок на крылечке и греется. Вдруг подул ветер, Язычок замёрз и спрятался в домике. Улёгся в мягкой постельке и заснул.
Выспался Язычок, решил сделать зарядку: потянулся вверх, опустился вниз. Почистил зубки. Вышел на улицу поискать ребят: посмотрел налево – нет, посмотрел направо – нет, вверх, вниз, побежал кругом и увидел вас. Он так обрадовался, что защёлкал вот так. Теперь вы, друзья.
2. Выразительное чтение стихотворения.(Cлайд №2)
АУ ОУ УА АО УО ОА
Заглянула осень в сад -
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть – cтесняется.
III. Работа над новым материалом.
1.Знакомство со звуком [и].
— Сегодня мы познакомимся с новым звуком.
— Какой звук вы слышите во всех словах: «липа», «ива», «иглы», «аист», «ирис», «иволга», «сито».
— Повторите еще раз звук [и].
— Какой это звук: гласный или согласный?
2. Слого-звуковой анализ слова «иголка».
- Составьте схему слова «иголки» (1 ребенок – у доски, остальные – за партами). На доске появляется схема.
- Из скольких слогов состоит это слово? (3)
- Почему? (3 гласных звука)
- Давайте хором прочитаем это слово.
- Какой слог ударный? (2-ой) Докажите.
- Прочитайте 1-ый слог. (И) Из чего он состоит? (отдельный звук)
- Давайте произнесем его?
- Какой это звук? Почему? (Гласный. Можно петь, тянуть, он не встречает препятствий, образует слог.)
— Так с какого же звука начинается слово «иголка»?
3. Многозначность слова «иголки» — с. 34. (слайд № 3).
У какого дерева есть иголки? У какого животного есть иголки?
4.Знакомство с буквами И, и (Cлайд №4).
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
– Сколько здесь дощечек?
– Три!
- А какая буква?
- И!
Е. Тарлапан
Буква И наискосок
Примеряла поясок.
Сверху вниз его тянула —
К правой ножке пристегнула.
Г. Ванюхина
Найдите слова со звуком и. Где он находится? (Слайд №5).
5.Чтение слогов- слияний, слов с буквой и.
– Как произносятся согласные звуки, которые стоят перед буквой и ?
6.Работа по учебнику
1. Составление рассказа по иллюстрации с. 32—33.
— Кого вы видите на рисунке?
— Опишите, как он одет.
— С кем беседует Иван-царевич?
— Кто обычно в сказках живет в избушке на курьих ножках?
— Кого ищет Иван-царевич?
Анализ предложения «Иван-царевич ищет невесту».
2. Чтение и объяснение значения пословиц с. 32.
3. Чтение стихотворения «Ива» с. 33.
— Найдите и подчеркните простым карандашом все встретившиеся буквы И.
7.Физкультминутка.
Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как серый волк-волчишка.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся
8. Беседа об инструментах и школьных принадлежностях.
В названиях каких инструментов есть звук [и] (с. 34)?
— А какие школьные принадлежности вы знаете?
— Как с ними нужно обращаться?
Когда начнете новую тетрадь,
Как снег, белеет первая страница.
Тетрадь с волнением торопится узнать:
Какая ей досталась ученица?
Ты для нее — беда или подарок?
Захочется ей плакать или петь?
Из-за твоих ошибок и помарок
Нечасто ли придется ей краснеть?
– Что делает мама на иллюстрации (с. 34)? Что она пожелает сыну при расставании в школе? (В добрый путь! Удачи!)
Какое по интонации это будет предложение?
— А что спросит мама после школы?
— Какие загадки вы знаете о школьных принадлежностях?
(Дети готовят заранее).
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь:
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? (Карандаш)
Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями
В строчках, на листочках,
Кое-где на точках. (Книга)
Дашь попить —
Станет говорить.
Такая вещица
Только для грамоты годится. (Чернила)
Грамоты не знаем,
А весь век пишем. (Ручки)
Если ей работу дашь —
Зря трудился карандаш. (Резинка)
— В каких ответах встретился звук [и]?
IV.Закрепление изученного материала.
1.Кто больше запомнит слов со звуком [и].
Индеец Изумрудный глаз.
В июле Игорек приехал к бабушке в деревню. Утром он вышел из избы с красивым игрушечным луком и увидел игравшую во дворе девочку.
– Тебя как зовут? – спросил Игорь.
— Ириной. А тебя?
— Индеец Изумрудный Глаз! — гордо сказал Игорь. — Хочешь быть индейкой?
— Надо говорить не индейкой, а индианкой.
— Нет, индейкой!
— Тогда ты будешь индюком!
Игорек подумал и сказал:
– Ну ладно. Ты прячься, а я тебя буду искать.
Идет Игорек, ищет, а Иринки нигде нет. Как будто исчезла! Подошел к изгороди, раздвинул руками траву да как закричит: — Ой-ей-ей-ей! — и бежать. А Иринка ему вслед:
— Эй ты, индеец! Крапивы испугался! А еще Изумрудный Глаз!
(Г. Юдин)
2.В гостях у Мудрой Совы (Слайды №6,7).
ИЗОБРЕТЕНИЯ. За последние 100 лет изобретено много приборов, предназначенных для облегчения домашнего труда.
а) Пылесос – изобретен в 1904 году. Пыль сначала засасывали с помощью ручных мехов.
б) Стиральная машина – белье клали в деревянную бочку и крутили, вращая рукоятку.

V.Итог урока.
— С каким новым звуком познакомились?
— Как звучат согласные звуки, если после них стоит гласный звук [и]?
VI.Домашнее задание.
– Прочитать с родителями сказку «Лиса и журавль» и пересказать по картинному плану.
VII.Рефлексия (Слайд № 8).
- Ребята, вы работали замечательно! Если вам понравилось на уроке – возьмите зеленый листок, если вы скучали – желтый.

Скачать презентацию

Снова в школу

Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.

Комментарии

Еще никто не комментировал.

Оставьте комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Недорого и надежно - продвижение статьями с гарантией размещения