Понятие о причастии. Урок русского языка в 7 классе

Зайнуллина Ольга Анатольевна,
учитель русского языка и литературы АСОШ №2 Республики Татарстан

Цель урока: дать представление о причастии как о самостоятельной части речи; познакомить с основными грамматическими признаками, которые свойственны причастию; формировать умения отличать причастия от прилагательного.

Подготовка к уроку:

Для проведения урока учитель отбирает в свою папку ресурсы коллекции, обслуживающие данную тему, и располагает их в необходимой последовательности. Можно сделать ссылки на них из специально созданной презентации, для самооценки  подготовить «Лист учета знаний»

Условия для использования ЦОР.

Оборудование: компьютерный класс/ персональный компьютер, проектор и экран или интерактивная доска / принтер.

Исходная компетенция учителя (владение ИКТ и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): владение компьютером, умение работать с проекционным оборудованием, детальное знакомство с презентацией по теме изучаемого урока и необходимыми дополнительными материалами ЕК.

Исходная компетенция ученика (владение ИКТ и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): владение компьютером, умение пользоваться ресурсами ЕК.

Формы организации учебной деятельности

Самостоятельная индивидуальная работа. Аудиторная коллективная работа под руководством учителя с целью контроля усвоения новых знаний.

Ролевые отношения учителя и ученика, роль компьютера

Роль учителя: организовать самостоятельную работу учеников с электронными дидактическими материалами, обеспечить ее результативность, стимулировать ее выполнение, поставив цель, сформулировав конкретные задачи; организовать контроль усвоения.

Роль компьютера: обучающая, информационная, контролирующая.

Роль ученика: выполняя поставленные учителем задачи, освоить новый материал и затем применить полученные знания на практике, уметь излагать материал урока.

II. Для проведения урока учитель отбирает из ресурсов ЕК, обслуживающих данную тему, возможные дополнительные материалы вы можете найти например, зайдя на учительский портал

Ход урока.

1. Организационный момент.

Актуализация прежних знаний.

Синтаксическая пятиминутка

«Они (причастия) служат к сокращению человеческого слова, заключают в себе имени и глагола силу» М.В.Ломоносов.

Задание: дать характеристику предложения.

определить части речи в предложении

Вопрос: О какой части речи пишет Ломоносов?

Вы высказали много гипотез, и чтобы приблизиться к разгадке, поиграем в игру.

2.Игра «Третий лишний».

смеющийся, весёлый,  красивый, грустная

мчится, прибежавший,  уснул, смеялся;

ответ: Смеющийся, прибежавший

почему вы выделили именно эти слова? В чем их отличие от  остальных слов в ряду?

Такие слова лингвисты выделили в самостоятельную часть речи,  и называется она «Причастие»

Ⅱ. Запись темы урока «Причастие».

Объясните, как вы понимаете это слово? Подберите однокоренные слова или слова, помогающие понять значение этого определения  (Причастие — причастный, приближенный).

Вот как сказали об этой удивительной части речи русские лингвисты(на доске проецируются высказывания ученых)

Лингвисты о причастии

Прочитайте высказывания лингвистов и писателей о причастии. Что особенного они видят в этих словах?


«Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного.»*

В.И. Даль


«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.»*

М.В. Ломоносов


«Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и пр. – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом.»*

А.С. Пушкин


Как вы понимаете их  слова?  Конечно, все они люди ученые и авторитетные, но…

От ошибок никто не застрахован!

Наша цель на сегодняшнем уроке: проверить правильность высказываний, дать свое определение причастию, определить основные грамматические признаки данной части речи, научиться отличать причастие от прилагательного и глагола.

Текст урока полностью

Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.

Комментарии

Еще никто не комментировал.

Оставьте комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Недорого и надежно - продвижение статьями с гарантией размещения