Разделы науки о языке. 6 класс
Баранова Наталья Александровна
учитель русского языка и литературы
МОУ Цнинская средняя общеобразовательная школа №1
п. Строитель Тамбовского района Тамбовской области
Цели Образовательные
Знать разделы науки о языке, повторить основные сведения разделов;
Развивающие
Уметь осуществлять поиск информации в источниках различного типа, выполнять различные виды разбора.
Воспитательная содействовать духовному развитию личности
Формирование
Оборудование к уроку: презентация
Ход урока
Чтение учителем наизусть стихотворения в прозе И.С.Тургенева
Слайд 2
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! — И. Тургенев
Эпиграф к уроку (записан на доске)
Берегите чистоту языка как святыню! Тургенев
Как вы понимаете слова?
Проверка домашнего задания
А какие высказывания о русском языке приготовили вы?
Повторение
Чтобы хорошо знать язык и умело им пользоваться, необходимо его изучать. Помогают сделать это разделы науки о языке. (А отлично разобраться в разделах и других вопросах поможет репетитор по русскому языку)
Терминологический диктант
В столбик запишите определения. Мы вернёмся к этой записи в конце урока.
Подготовленный ученик читает определение, учащиеся записывают термины
Словообразование, орфография, фонетика, орфоэпия, морфология, синтаксис, грамматика,
Лесика, фразеология.
Актуализация знаний
Весь материал урока у нас объединяет тема весны и майского леса.
Слайд 3 Фонетика
Май – месяц цветения.
1. 1 вариант выписывает звонкие согласные, 2 вариант – глухие.
2. Выполнить фонетический разбор слова цветения.
Слайд 4 Орфоэпия
Кружево лепестков, прибыл весной, красивее всех в лесу, баловаться в молодой траве.
Физминутка
Встаньте. Поднимите правую руку, если в выделенном слове ударение падает на первый слог, левую – на второй слог, обе руки – на третий слог.
Слайд 5 Лексика
И распахнул дорогу в лето
Май, лучезарный чародей.
Работа со словосочетанием «лучезарный чародей».
1. Объяснить лексическое значение, подобрать синонимы.
2. В каком значении употребляется словосочетание?
Слайд 6 Фразеология
Лес в мае рождается заново. Сломя голову бежишь в лес.
1. Выписать фразеологизм.
2. Объяснить его значение, записать синонимы, антонимы.
Слайд 7 Словообразование
В апреле лес был пустым и неприбранным, а в мае он вмиг преобразился, принарядился, прихорошился.
1. Объяснить правописание слов неприбранным, преобразился, принарядился, прихорошился.
2. Выполнить словообразовательный разбор слова принарядился.
3. Разобрать по составу преобразился, прихорошился.
Слайд 8 Грамматика. Морфология.
Весенние цветы распустились в лесу, и они завораживают меня своей красотой.
1. Записать предложение, определив часть речи.
2. Каких частей речи нет в предложении?
3. Придумайте и запишите свои предложения с этими частями речи. Не забудьте, что наша тема – это тема весны и майского леса.
Слайд 9 Грамматика. Синтаксис.
Облака, поёт, по оврагам, звонко, развешивает, белые, черёмуха, где-то, соловей.
Составить предложения из слов.
Слайд 10 Проверим себя!
По оврагам черёмуха развешивает белые облака. Где-то звонко поёт соловей.
1. Выписать именное и глагольные словосочетания, выполнить их синтаксический разбор. (по рядам)
2. Выполнит синтаксический разбор предложения (по выбору)
Слайд11 Пунктуация
В мае цветёт всё деревья, травы, цветы.
Солнце пригревает землю даёт ей долгожданное тепло.
Лужицы которые остались после первого весеннего дождя блестят на солнце.
1. Какие знаки препинания мы знаем?
2. Назовите условия их употребления.
3. Запишите предложение, поставив знаки препинания
О каком разделе мы не говорили?
Слайд 12 Орфография
(Жемчужн)белые чашеч(?) ландышей, (много)голосая с..мфония у реки, ж..лтый (перво)цвет, пр..таились в тени, ро..кий гром, нар..жаются бер…зняки, …ромат тра..,
1. Записать слова, вставив пропущенные буквы и раскрыв скобки.
Рефлексия
Вернёмся к нашему терминологическому диктанту.
Напротив каждого определения запишите названия единиц языка, которые изучаются в разделах.
Итог урока
Слад 13 Домашнее задание
Составьте предложения по теме «Весна», иллюстрирующие употребление различных знаков препинания. Предложения можно составить в виде текста, а можно независимые друг от друга.
Презентация к уроку
Используемая литература:
Баранов М.Т Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А… и др. Русский язык. М.: Просвещение, 2008
Соколова Г.П. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. — М.,: Просвещение, 1993
Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.
Комментарии
Еще никто не комментировал.
Оставьте комментарий