Словообразование. Урок русского языка в 3 классе

Каткова Татьяна Леонидовна
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 68 город Уфа Республика Башкортостан

Цели урока:
1. Продолжить развитие умений работать со словарем.
2. Упражнять в подборе однокоренных слов.
3. Учить нахождению частей слова.
4. Развивать речь учащихся.
5. Закрепить знания о неживой и живой природе. Продолжить формирование экологической культуры.
Оборудование: презентация к уроку по теме «Словообразование», картина «Зима», плакат «Состав слова», тесты разного уровня на компьютере и листочках.
Ход урока:
1. Организационный момент.
— Слово – самая удивительная вещь на свете. Попробуйте представить себе, что было бы, если бы не было речи. Не было бы общения между людьми, не существовали бы письмо и печать, не было бы мысли, не было бы человека.
Сегодня на уроке мы с вами будем работать с этой удивительной вещью и еще раз вспомним, как образуются слова..
Тема нашего урока сегодня «Словообразование» (на экране тема и цели урока – кадр 1)
2. Словарная работа.
— На экране вы видите части слова (кадр 2).
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
От слов начала откусили
И в норку быстро утащили.
— Запишите словарные слова в тетрадь (что надо помнить – первое слово пишем с большой буквы, остальные через запятую). ПОСАДКА ДЕТЕЙ!
— Поменялись тетрадями и сделали взаимопроверку. Еще раз прочитайте слова и скажите, на какие вопросы они отвечают? (кто? что? – одушевленные и неодушевленные). К какой части речи отнесем эти слова? (имя существительное).

Хотите учиться на отлично? Часто бывает так, что для этого необходимы услуги репетитора. Репетиторы по математике в Москве, а также русскому языку и другим предметам помогут более прочно усвоить знания, разобраться в сложных вопросах, заполнить пробелы в знаниях и успешно подготовиться к экзаменам.

— Назовите имена существительные, обозначающие растения (береза, огурец, осина, картофель).
— Назовите имена существительные, обозначающие животных. (Медведь, соловей, заяц, петух, ворона, собака).
— К какой природе мы их отнесем? (к живой). А по каким признакам? (дышат, питаются, размножаются, умирают). Приближается зима и животным очень тяжело добывать себе пищу. Что можно сделать, чтобы помочь животным?
3. Наблюдение над ролью окончаний.
На доске картина «Лес зимой».
— Какое время года изображено на картине? (зима)
— А по каким признакам мы узнаем, что наступила зима? (мороз, снег, сугробы, лед, короткий день).
— А к какой природе мы отнесем все эти явления природы? (к неживой).
— Давайте подберем родственные слова к словам мороз и снег. (дети называют). (Слайд 3)
— Как называют такие слова? (однокоренные).
— Какой секрет у однокоренных слов? (Они имеют одинаковый корень и близки по смыслу).
— Запишите в тетрадь однокоренные слова и выделите корень.
— Посмотрите внимательно на слово мороз (слайд 3) и скажите, что с ним произошло (изменилось окончание).
— Меняет ли окончание смысл слова? (нет). Получаются ли однокоренные слова при изменении окончания? (нет, меняется форма одного и того же слова).
— Для чего же служит окончание в словах? (для связи слов в предложении).
4. Наблюдение над однокоренными словами и их образованием.
Давайте понаблюдаем, как образуются однокоренные слова. Послушайте сказку.
— Много-много лет назад появилось на свет маленькое слово сад, нашли его люди и думают: «Что с ним делать?». Подумав, они посадили это слово на лист бумаги. Когда вспомнили о нем, то увидели, что оно разрослось.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым -
Был он только словом. (Слайд 4)
— Посмотрите, ребята, что за чудо-дерево выросло? Как называются части у этого необычного растения? (Корень, стебель, плоды)
Чудо-слово, слово-корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло,
Стало много новых слов.
— Внимательно посмотрите на чудо-дерево. (слайд 4). Что же выросло на нем? (слова)
— Назовите эти слова. Что у них общего? (корень)
— Как называются такие слова? (однокоренные)
Вот из сада вам рассада.
Вот еще посадка рядом.
Вот идет и садовод.
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
— Как же получилось, что у одного слова появилось много родственников?
(использовали приставки и суффиксы)
— Влияют ли на смысл слова приставки и суффиксы? (изменяют смысл слова)
— Процесс образования новых слов с помощью приставок и суффиксов называется словообразованием.
Запишите слова в тетрадь и разберите их по составу, выделив основу. Что не будет входить в основу? (окончание)
5. Физкультминутка.
6. Закрепление
— Сейчас мы с вами закрепим то, что сегодня узнали на уроке. Еще раз посмотрим, как образуются слова с помощью приставок. Выполним упражнение 146 с.58, выделим корень и приставку (слайд 5). Какие получились слова (однокоренные). Различаются ли однокоренные слова по смыслу? (да)
На экране картинки животных: (слайд 6) слона, льва, лисы, волка, кенгуру. Напишите названия детенышей этих животных, используя суффиксы (слоненок, львенок, лисенок, волчонок, кенгуренок).
— При помощи какой части слова образованы эти слова? (суффикса -онок,
-енок).
— Какое значение придают словам суффиксы –онок, –енок? (уменьшительно-ласкательное).
А как из дома сделать жилье для лилипутов? Для великанов? (дом – домик – домище). Что вам помогло образовать эти слова? (суффиксы –ик, -ищ)
— При помощи чего образуются новые слова? (приставки и суффикса)
— А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «В гости к родственникам». У всех ребят есть карточки с родственными словами для основных слов, которые вы видите у ведущих и на экране (слайд 7). Выигрывает та группа, которая быстрее соберется около своего главного слова. (играют)
— Молодцы, ребята! Никто не заблудился, каждый нашел свое главное слово.
7. Подведение итогов. (слайд 7)
— Как можно получить новые слова?
— Для чего нужны новые слова?
— Какая часть придает слову новое значение?
— Какая часть служит для связи слов в предложении?
— Что понравилось на уроке, что было новым, интересным?
8. Тесты и задание на дом (упр. 168)

Презентация к уроку

Приложения

Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.

Комментарии

Еще никто не комментировал.

Оставьте комментарий

(обязательно)

(обязательно)