Урок литературы по повести В.Железникова «Чучело»
Арлова Алефтина Петровна
учитель русского языка и литературы
МОУ «Лицей г.Климовска» Московской области
Цель урока: побудить учащихся к объективной оценке, анализу своих поступков и поступков других людей.
Задачи:
- Посоветовать интересную книгу ребятам, которые не прочли текст повести Железникова «Чучело», увлечь их разговором, вызвать интерес к произведению.
- разобраться в истинных мотивах поступков главных героев повести – Лены Бессольцевой и Димки Сомова;
- оценить межличностные отношения в классном коллективе героев повести;
- определить роль взрослых в сложившемся конфликте детей.
Оборудование: портрет писателя В.К.Железникова, DWD- фильм
« Чучело», толковый словарь, текст повести.
Тип урока: интегрированный (литература + этика + психология)
Ход урока.
- 1. Вступительное слово учителя.
У русского народа есть пословица: « Суди о человеке не по словам, а по его делам».
У каждого поступка, по мнению психологов, всегда есть одна и та же схема.
- Как вы думаете, что он имеют в виду?
( У поступка есть автор, мотивы и последствия)
В центре нашего внимания сегодня будут поступки ребят-
шестиклассников, т.е. ваших сверстников.
Внимание на экран!
- 2. Кадр из фильма « Сжигание чучела».
- 3. Минута откровения.
Вы увидели поступок детей.
- Какие мысли, а может, вопросы у вас возникли?
- Почему же так жестоко поступили ребята с Леной Бессольцевой?
( считали её предательницей)
- Ребята, я не советую вам спешить соглашаться с ребятами, ибо утверждаю, что предательство бывает ложным, а преданность в дружбе ненастоящей. Очень надеюсь, что сегодняшний наш разговор поможет и вам сделать это жизненное открытие.
- 4. Работа с текстом.
Давайте поближе познакомимся с главной героиней этой повести – Леной Бессольцевой.
- Как выглядит Лена Бессольцева при нашем первом с ней знакомстве?
- Как долго Лена учится в этом классе?
- Откуда и с кем она приехала в этот старинный городок на берегу Оки?
- Как встретили новенькую в классе?
- Объясните с помощью толкового словаря смысл слова «чучело».
- Кто понравился Лене и почему? Приведите примеры красивых поступков Димы.
Да, по мнению Лены, Димка Сомов – герой. Об этом она не раз
говорит своему дедушке. Но давайте задумаемся над тем, что движет
им, когда он совершает тот или иной поступок.
Предлагаю обсудить подробно один эпизод, когда ребята сбегают
с урока.
- А как вы отнеслись бы к подобному предложению?
- Итак, кто предложил сбежать с урока? ( Лохматый и Рыжий)
- Кто- то пытался их отговорить? ( Димка Сомов)
- Что он им говорил? ( Цитата: «Мы же Маргариту подведём») Почему?
- Почему же он всё-таки идёт вместе со всеми? (Отступает перед общей силой, так как очень дорожит собственным авторитетом у ребят)
- И всё-таки нашёлся человек, который сказал, что не пойдёт в кино. Кто это? ( Железная кнопка, цитата)
- Почему же она это сделала? ( Этой девочке нравится чувствовать свою силу, упиваться властью над людьми. Ей хочется, чтобы другие боялись её, отступали перед её наглостью.
- Идёт ли она всё-таки вместе со всеми? (Да)
- Почему? ( Для неё главное – быть вместе со всеми, быть в центре внимания, показать, что она никого не боится. Она не допустит, чтобы класс вышел из-под её контроля)
- Каковы же последствия этого поступка шестиклассников?
( приказ директора – выговор классному руководителю, классная руководительница отменила долгожданную поездку класса в Москву).
Теперь подробнее погорим о дальнейших действиях ребят.
- Как ребята восприняли такое решение Маргариты Ивановны? Почему?
- К какому выводу они приходят? ( Железная кнопка заявляет о предателе)
- Как они ищут предателя? Верный ли это способ и почему?
- Как стало известно имя предателя?
- А была ли на самом деле Ленка предательницей? ( Нет!!!)
- Кто же и как это сделал?
- Значит, Лена взяла чужую вину на себя, но почему?
( Считала Димку своим другом)
- Почему молчал Димка? Что вы в этот момент о нём подумали?
- Как решили поступить с предателем ребята?
- Что означает слово « бойкот»?
- В чём он проявился по отношению к Лене? (гоняли как зайца, пугали медвежьей мордой, дразнили Лену и её дедушку)
- Бойкот ли это? А как бы назвали эти действия одноклассников?
- Почему все так активно поддержали Железную кнопку?
Настала пора вернуться к Лене Бессольцевой и Диме Сомову.
- Докажите, что Ленка – настоящий друг, а Димка – подлый трус.
- Почему же тогда она сама считала себя плохой? Даже предательницей? Привести цитаты из её исповеди перед дедушкой. (Она стеснялась бедности своего дедушки, вместе со всеми называла его заплаточником)
А какую роль сыграли и могли сыграть в этой конфликтной ситуации взрослые?
- Вмешался ли дедушка в этот конфликт и почему?
- Что не так сделала классная руководительница и почему?
- Знал ли кто из родителей детей о бойкоте, объявленном Лене?
Нужно ли было помочь девочке? Почему не сделали?
Каков же финал этой истории?
- Открылась ли правда? Как это произошло?
- Какое решение приняла Лена и её дедушка? Почему?
Внимание на экран! ( Заключительный эпизод
повести)
- Что чувствуют теперь ребята? Кто вас особенно поразил?
- 5. Подведение итогов урока.
- Какой нравственный урок извлекли вы из сложившейся ситуации?
- 6. Домашнее задание.
Напишите, пожалуйста, письмо Димке Сомову. Надеюсь, вам есть, что ему сказать.
- 7. P. S. Результаты социологического опроса класса.
Почти все ребята ответили, что быть взрослым – это
значит, уметь понимать чувства других людей, уметь
сопереживать.
Почти всем ребятам хочется, чтобы к ним относились как
к взрослым.
Моё напутствие:
Мир человеческих отношений очень сложен. Не принимайте поспешных решений, не делайте моментальных выводов - из-за этого может
« искалечиться» чья-то судьба.
Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.
Комментарии
Еще никто не комментировал.
Оставьте комментарий