Образ Иуды в тексте Библии, произведениях художников и писателе или История одного предательства.

Турищева Ольга Витальевна
учитель основ православной культуры
МОАУ гимназия №8 г.Сочи Краснодарского края

Цели урока:

1.Образовательные.

Закрепление знания и понимания литературного текста, умения анализировать картину, опираясь на детали.

Совершенствование навыков  создания синквейна.

2. Развивающие.

Развитие монологической речи, коммуникативных навыков.

Создание условий для развития умения увидеть и назвать проблему, предложить пути ее решения.

Развивать умение анализировать  текст и слово.

3. Воспитательные.

Пробудить интерес к изобразительному  искусству.

На основе произведений  искусства воспитывать высшие нравственные и духовные ценности человека.

Оборудование урока:

1.Презентация с материалами урока в Power Point.

2Раздаточный материал – отрывки из повести Л.Андреева «Иуда Искариот».

Опережающее домашнее задание:

прочитать  повесть Л.Андреева «Иуда Искариот».

Ход урока

Учитель: Наш урок мы начнем с  небольшой игровой разминки. Я буду называть имя, а вы – черту характера, качество или поступок с которым у вас связано  это имя. Например,

Соломон – мудрость.

Давид  (разум, сила)

Голиаф (тупая сила)

Ной (потоп, ковчег)

Хам (неуважение)

Фома (неверущий)

Иуда (предатель, предательство).

Обратите внимание, никто не назвал к имени Иуды ничего другого кроме слова предательство или предатель. И это понятно, ведь имя это стало нарицательным.

Историю Иуды знают все. Расскажите ее вкратце.

(Кто-нибудь из учащихся рассказывает библейский сюжет.)

Учитель: еще короче эту историю рассказал  Иоанн Златоуст. “Заметьте это вы, сребролюбцы, и подумайте, что стало с предателем? Как он и денег лишился, и согрешил, и душу погубил свою? Таково тиранство сребролюбия! Ни серебром не воспользовался, ни жизнию настоящею, ни жизнию будущею, но… удавился.”

И мы попробуем внимательно посмотреть на историю Иуды, попытаемся понять,  как человек , находящийся так близко к Абсолютному Добру, мог  совершить Абсолютное Зло.

Итак,  мы расследуем историю одного предательства. Нам помогут Библия – первоисточник событий, картины художников и рассказ Л. Андреева,  который вы уже прочитали .

Сформулируем проблемные вопросы.

Учащиеся (предполагаемы ответы): почему Иуда предает учителя? Почему он возвращает первосвященникам деньги и совершает самоубийство? Почему именно Иуда стал предателем Учителя?

  • Парадокс!  Если Иуда ненавидел Иисуса или просто окаменел сердцем и был к Нему равнодушен, то почему он покончил с собой? Ведь только смерть того, без кого жизнь теряет всякий смысл, может толкнуть человека на самоубийство. Выходит, Иуда любил Христа?
  • Но тогда почему он с такой легкостью отдал Иисуса в руки тех, кто приговорил Его к смерти?

Учитель: обратимся к Библии, что там написано о причинах поступка ИудыВошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа Двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им” (Лк.22:3-4).

  • В православной аскетике действие дьявола на душу человека описывается следующим образом.
  • Злой дух получает доступ к человеку через его страсти (то есть – больные наклонности души). Мысленно он нашептывает, как лучше человеку удовлетворить свое больные желания, и шаг за шагом ведет свою жертву к гибели

Причем, сначала дьявол уверяет человека, что грех, дескать, не так уж и велик, а Бог милостив и все простит. Но потом, после совершения греха, злой дух ввергает человека в бездну отчаяния, внушая ему, что грех его – безмерен, а Бог –неумолим.

Но что же нашептал сатана Иуде, чем соблазнил его на предательство Христа?

Учащиеся (предполагаемые ответы):обещал богатство, власть, деньги.

Учитель: в Библии мы читаем, что Иисус  знает о приближении «князя мира сего», но приходит Иуда. Иисус ошибается?

Учащиеся (предполагаемые ответы): нет, в образе Иуды идет Сатана или вместе с ним идет Сатана. Перед самым приходом предателя с отрядом стражников Иисус сказал ученикам: “Уже немного Мне Говорить с вами; ибо идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего”. Князем мира сего Христос называл, конечно же, не Иуду, а сатану. Который в очередной раз, теперь через ученика-предателя хотел искусить Спасителя соблазном земного владычества.

Но Господь шел Крестным Путем, ради которого и пришел в этот мир. Сатана остался ни с чем, а вместе с ним обанкротился и Иуда.

Учитель: получается, что наш герой ни в чем не виноват. Это  все Сатана, а Иуда – его жертва? И люди почти 2 тысячи лет напрасно проклинают его имя?

Снова обратимся к тексту Библии.

«Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам.

И сказал: что дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его»

[Мф. 26: 14-16].

Случайно ли Сатана выбрал именно Иуду. Какой его порок описан в  этом отрывке. (Жадность).

В рассказе Андреева описывается случай воровства

Расскажите его.

Учащиеся рассказывают эпизод рассказа.

Учитель: а вот как эта история  рассказывается в Библии.

“Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали” (Ин.12:3-6).

В греческом подлиннике Евангелия об этом сказано еще категоричнее, потому что словоупотребление греческого языка позволяет понимать слово, переведенное как «носил» в значении «крал».

Охарактеризуйте теперь Иуду, используя библейский текст и рассказ Л.Андреева. (Работа выполняется письменно).

Учащиеся (предполагаемые ответы): обманщик,  вор, притворщик, жадный, завистливый и т . д ..

Вот что поет Церковь в Святой и Великий Четверг на Страстной неделе в одной из стихир утреннего Богослужения:

“Иуда, раб и льстец, ученик и наветник, друг и диавол, от дел явися: последоваше бо Учителю, и на него поучашеся преданию, глаголеша в себе: – предам Того, и приобрящу собранная имения ( богатства)…”

Учитель: сделаем выводы: Сатана соблазнил («вошел»)  хорошего человека? (Нет).

Можно назвать Иуду жертвой? (Нет).

Можем мы теперь ответить на вопрос почему именно Иуда стал предателем?

Учащиеся (предполагаемые  ответы): да,  можем. Потому что он корыстный человек. Он был внутренне готов совершить преступление.

Учитель: евангелисты  описывали жизнь Христа, но никаких иллюстраций там нет. Зато текст Библии стал неисчерпаемым источником вдохновения для художников.  Очень долго художники изображали  библейские сюжеты, опираясь на текст Библии

Например, Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Такая композиция  считается классической.

Или другой пример – русская икона.

Христос сидит между учениками, он только что произнес слова о предательстве.  По каким  деталям мы узнаем Иуду?

Учащиеся (предполагаемые ответы): у него нет нимба, в руках кошелек с деньгами, он отпрянул от других учеников.

Учитель: в 19 веке русские художники передвижники обращаются к библейским сюжетам. Но трактуют их по-своему: в Христе и Иуде они видят  бурю человеческих страстей.

Сравните две картины: Николая Николаевича Ге и Леонардо да Винчи.

Ученики (предполагаемые ответы): разные композиции, У Ге ученики знают, кто предатель, да Иуда этого не скрывает.  Он никого не боится.

Учитель: Н.Н. Ге писал о своей картине:»Вы в первый раз встречаете не только мелкого честолюбца, но и неутомимого фанатика, который видел в учителе своего соперника, идущего против его убеждений».

Мы нашли ответ на вопрос почему Иуда стал предателем, но почему он кончает жизнь самоубийством? Попробуем разобраться.

Вопросы учителя: За что отвечал Иуда (по библейскому тексту и в повести Андреева)? (За деньги).

Если бы Иисуса все же провозгласили бы царем Иудейским, кем бы при нем остался наш герой и какие суммы он мог бы воровать? ( так же отвечал бы за финансы, воровал бы гораздо больше).

Обратимся к  отрывку из повести Л.Андреева.

Учащиеся читают по ролям.

1.Что требует Иуда от других учеников? ( Восстать  против власти).

2.Какой суд важнее для Фомы (Высший) и какой для Иуды (земной)?

Учитель: Иуда видел много чудес, за то время, что был рядом с Учителем. Мог он надеяться, что Иисус и на суде совершит чудо и будет или оправдан,  или вовсе признан царем? (Да, мог). А тут все его мечты  и планы рушатся.  Ведь  про себя Иуда не говорит, что он тоже потребует освободить Иисуса.

Прочитайте отрывок из Библии.

“Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.” (Мф. 27: 3-5).

Попробуем теперь ответить на второй проблемный вопрос.

Ученики (предполагаемые ответы): Надежды Иуды, что Иисуса оправдают, не сбылись, еще большую власть он не получит, ту, что имел – потерял.

Учитель: прочитайте, как последние минуты жизни  предателя описывает Л. Андреев. Куда собирается вернуться Иуда? Почему он не хочет остаться на Небе?

Ученики (предполагаемые ответы):Ему нужна земная власть.

Учитель: наш разговор подходит к концу, и, в качестве итогового задания, я прошу вас написать  синквейн. Правила его написания вы видите на экране.

  • 1.Тема разговора называется одним словом (существительное).
  • 2.Тема называется двумя словами (прилагательные).
  • 3.Описание действия в трех словах (глаголы).
  • 4.Фраза из четырех слов, показывающая твое отношение к данной теме.
  • 5.Синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

( Со звонком ученики  сдают работы учителю).

Спасибо за хорошую работу, за умение думать и рассуждать

Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.

Комментарии

Еще никто не комментировал.

Оставьте комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Недорого и надежно - продвижение статьями с гарантией размещения