Конспект урока русского языка на основе модульного принципа для учащихся 5 класса «Совершенный и несовершенный вид глагола»
Степанова Анастасия Александровна
учитель русского языка и литературы
ОГОУ «Смоленская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа I и II видов»
(Центр дистанционного образования)
2. Интегрирующая дидактическая цель: показать различия глаголов совершенного и несовершенного вида.
3. Целевой план действий для учащихся:
- добиться усвоения учащимися знаний по теме «Совершенный и несовершенный вид глагола»;
- знать, что глаголы различаются на виды по вопросам и значению;
- научить владеть способом действия по распознаванию видов глагола;
- развивать навыки употребления глаголов в речи;
- побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся;
- развивать умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы;
- развивать орфографические, пунктуационные и творческие навыки учащихся;
- развивать положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления;
- воспитывать интерес к русскому языку, нормы речевой культуры.
4. Банк информации:
а) входной контроль
Цель: проверить остаточные знания по пройденной на предыдущем уроке теме.
Методический комментарий для учащихся: раскройте скобки (устно)
Уровень А
( не) брать
(не) бросить
(не) расти
(не) собирать
(не) ходить
(не) обижать
(не) домогать
Уровень Б
(не) волить
(не) годовать
(не) умыться
(не) сварить
( не) хвалить
(не) указывать
(не) забегать
(не) раскрыть
Уровень С
Раскройте скобки, устно соотнесите глаголы с их лексическим значением.
(Не)доумевать – это значит заставлять, не считаясь с желанием другого.
(Не)годовать – это значит сомневаться, удивляться.
(Не)истовствовать – это значит находиться в болезненном состоянии.
(Не)волить – это значит находиться в состоянии нездоровья.
(Не)домогать – это значит злиться, беситься.
(Не)здоровится – это значит выражать неудовольствие.
б) объяснение нового материала
Адаптировано для всех
Чтобы разобраться в значениях и вопросах глагола к нам на урок пришли 2 вида глагола. И они хотят нам представиться.
Я глагола вид совершенный,
И ничуть я, ребята, не вредный.
Вы вопрос “что сделать?” скажите,
Так меня везде отличите.
Глаголы совершенного вида обозначают действие, которое достигло предела, завершилось.
А я, ребята, несовершенный вид,
И звание мне это вовсе не претит.
Вопрос “что делать?” мне задайте,
И голову мне не ломайте.
Глаголы несовершенного вида обозначают незавершенное действие в его течении, продолжении.
Большинство русских глаголов образуют видовые пары:
встречать – встретить, решать – решить, толкать – толкнуть, писать – написать, лелеять – взлелеять, ночевать – переночевать, толстеть – растолстеть, брать – взять, говорить – сказать, садиться – сесть, отрезáть – отрéзать.
в) закрепление нового материала
уровень А
Задание 1.
Цель: научить находить в тексте глаголы, сформировать умение определять вид глагола, употреблять глаголы в речи; повторить изученные орфограммы, расширить кругозор, словарный запас и творческие способности учащихся.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте текст. 2. Озаглавьте его. 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы. 4. Определите вид всех глаголов в тексте.
Утро. С гор ласково т…чет запах цветов. Только что взошло со…нце. На листьях д…ревьев, на стеблях трав ещё блестит роса. Дорога кажется мягкой, как бархат, и хочется п…гладить её рукой.
Задание 2.
Цель: сформировать умение находить в тексте глаголы, развивать умение употреблять вид глагола правильно; развить творческие способности учащихся.
Методический комментарий для учащихся: 1. Внимательно прочитайте предложения. 2. Найдите и устно исправьте ошибки в употреблении глаголов.
Я дочитал книгу и шел спать.
Учащиеся задерживались в школе, но все же решили задачу.
Задание 3.
Цель: сформировать умение определять вид глагола; развить творческие способности учащихся.
Методический комментарий для учащихся: 1. Распределите глаголы по колонкам: совершенный\несовершенный вид. 2. Допишите по 2 видовые пары в каждый столбик.
Списать
Писать
Прийти
Идти
Бежать
Добежать
Уровень Б
Задание 1.
Цель: научить находить в тексте глаголы, сформировать умение определять вид глагола, употреблять глаголы в речи; повторить изученные орфограммы, расширить кругозор, словарный запас и творческие способности учащихся.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте текст. 2. Озаглавьте его. 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы. 4. Запишите слова, которые соответствуют схемам:
5. На какие вопросы отвечают эти глаголы? 6. Какой из глаголов обозначает законченность действия? 7. Какой из глаголов обозначает незаконченность действия?
8. Определите вид всех глаголов в тексте.
Апрель – настоящий в..долей. Заиграли талой водой овра..ки. Моросит на снег 3первый весенний дождик. Шир..ко ра..лились лужи и разводья в низинах. Трогают..ся вешние воды. Идет лед.
Задание 2.
Цель: сформировать умение находить в тексте глаголы, развивать умение употреблять вид глагола правильно; развить творческие способности учащихся.
Методический комментарий для учащихся: 1. Внимательно прочитайте предложения. 2. Найдите и устно исправьте ошибки в употреблении глаголов.
Я долго переписал сочинение.
Ребенок горько плакал и никак не успокоился.
Слушатели горячо аплодировали, и пианист играл еще одну пьесу.
Задание 3.
Цель: научить определять вид глагола, сформировать умение образовывать глаголы разных видов.
Методический комментарий для учащихся: 1. Образуйте от данных глаголов глаголы другого вида.
Разведать, писать, усвоить, готовить, вылить, ехать, вычертить.
Уровень С
Задание 1.
Цель: научить находить в тексте глаголы, сформировать умение определять вид глагола, употреблять глаголы в речи; повторить изученные орфограммы, расширить кругозор, словарный запас и творческие способности учащихся.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте текст. 2. Озаглавьте его. 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы. 4. Определите вид всех глаголов в тексте.
У каждого времени года своя музыка.
Сне… померк. Разрывчатой струйкой с…ребряные шарики тор…пливо скатываются с крыш. Мел…дично поет, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах слышится частый звон с…ребряно…о к…л…кольчика. Это заливаются овсянки.
Солнечный луч всюду заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.
Задание 2.
Цель: научить находить глаголы в тексте, развивать умение определять вид глагола; повторить слова-омонимы, расширить кругозор и словарный запас учащихся.
Методический комментарий для учащихся: 1.Внимательно прочитайте предложения. 2. Определите, к какому виду относятся глаголы-омонимы. (Омонимы ли?)
Больной походил и лег. Характером он походил на отца.
Он зашел в библиотеку почитать новинки. Дети должны почитать своих родителей.
К вечеру рабочий сносит все дрова в сарай. Течение сносит лодку.
Задание 3.
Цель: научить определять вид глагола, сформировать умение образовывать глаголы разных видов.
Методический комментарий для учащихся: 1. Образуйте от данных глаголов глаголы другого вида.
Готовить, вылить, ехать, вычертить.
5. Выходной контроль
Уровень А
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Закончите предложения
Я приобрёл знания о…
Я научился…
Мне еще нужно учиться…
Методический комментарий для учащихся:
Сравните два предложения и определите, в каком из них выстрел получится случайно.
Мальчик натянул рогатку и выстрелил.
Мальчик натягивал рогатку и выстрелил.
Уровень Б
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Закончите предложение
Я понял, что…
Было трудно…
Было интересно…
Методический комментарий для учащихся:
К какому виду вы отнесете глагол проводить в предложениях:
Преподаватель решил проводить семинар со студентами вечером. Лена тоже поехала на вокзал: она хотела проводить сестру.
Уровень С
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Закончите предложение
Я понял, что…
Было трудно…
Было интересно…
Я приобрёл знания о…
Я научился…
Мне еще нужно учиться…
Методический комментарий для учащихся: ответьте на вопросы
Если вид совершенный, значит, глагол обозначает действие, достигшее предела, законченное.
А на что указывает значение следующих глаголов: запеть, загореться, заговорить? Действие закончено? Есть результат?
(Нет, действие только началось!)
Может быть, эти глаголы несовершенного вида? Проверьте!
(Нет, просто они обозначают, что начало действия состоялось, – в отличие от глаголов запевать, загораться, заговаривать (здесь действие повторяется или длится долго)
Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.
Комментарии
Еще никто не комментировал.
Оставьте комментарий