Конспект урока русского языка на основе модульного принципа для учащихся 5 класса «Совершенный и несовершенный вид глагола»

Степанова Анастасия Александровна
учитель русского языка и литературы
ОГОУ «Смоленская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа I и II видов»
(Центр дистанционного образования)

2. Интегрирующая дидактическая цель: показать различия глаголов совершенного и несовершенного вида.

3. Целевой план действий для учащихся:

4. Банк информации:

а) входной контроль

Цель: проверить остаточные знания по пройденной на предыдущем уроке теме.

Методический комментарий для учащихся: раскройте скобки (устно)

Уровень А

( не) брать

(не) бросить

(не) расти

(не) собирать

(не) ходить

(не) обижать

(не) домогать

Уровень Б

(не) волить

(не) годовать

(не) умыться

(не) сварить

( не) хвалить

(не) указывать

(не) забегать

(не) раскрыть

Уровень С

Раскройте скобки, устно соотнесите глаголы с их лексическим значением.

(Не)доумевать – это значит заставлять, не считаясь с желанием другого.

(Не)годовать – это значит сомневаться, удивляться.

(Не)истовствовать – это значит находиться в болезненном состоянии.

(Не)волить – это значит находиться в состоянии нездоровья.

(Не)домогать – это значит злиться, беситься.

(Не)здоровится – это значит выражать неудовольствие.

б) объяснение нового материала

Адаптировано для всех

Чтобы разобраться в значениях и вопросах глагола к нам на урок пришли 2 вида глагола. И они хотят нам представиться.

Я глагола вид совершенный,

И ничуть я, ребята, не вредный.

Вы вопрос “что сделать?” скажите,

Так меня везде отличите.

Глаголы совершенного вида обозначают действие, которое достигло предела, завершилось.

А я, ребята, несовершенный вид,

И звание мне это вовсе не претит.

Вопрос “что делать?” мне задайте,

И голову мне не ломайте.

Глаголы несовершенного вида обозначают незавершенное действие в его течении, продолжении.

Большинство русских глаголов образуют видовые пары:

встречать – встретить, решать – решить, толкать – толкнуть, писать – написать, лелеять – взлелеять, ночевать – переночевать, толстеть – растолстеть, брать – взять, говорить – сказать, садиться – сесть, отрезáть – отрéзать.

в) закрепление нового материала

уровень А

Задание 1.

Цель: научить находить в тексте глаголы, сформировать умение определять вид глагола, употреблять глаголы в речи; повторить изученные орфограммы, расширить кругозор, словарный запас и творческие способности учащихся.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте текст. 2. Озаглавьте его. 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы. 4. Определите вид всех глаголов в тексте.

Утро. С гор ласково т…чет запах цветов. Только что взошло со…нце. На листьях д…ревьев, на стеблях трав ещё блестит роса. Дорога кажется мягкой, как бархат, и хочется п…гладить её рукой.


Задание 2.

Цель: сформировать умение находить в тексте глаголы, развивать умение употреблять вид глагола правильно; развить творческие способности учащихся.

Методический комментарий для учащихся: 1. Внимательно прочитайте  предложения. 2. Найдите и устно исправьте ошибки в употреблении глаголов.

Я дочитал книгу и шел спать.

Учащиеся задерживались в школе, но все же решили задачу.

Задание 3.

Цель: сформировать умение определять вид глагола; развить творческие способности учащихся.

Методический комментарий для учащихся: 1. Распределите глаголы по колонкам: совершенный\несовершенный вид. 2. Допишите по 2 видовые пары в каждый столбик.

Списать

Писать

Прийти

Идти

Бежать

Добежать

Уровень Б

Задание 1.

Цель: научить находить в тексте глаголы, сформировать умение определять вид глагола, употреблять глаголы в речи; повторить изученные орфограммы, расширить кругозор, словарный запас и творческие способности учащихся.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте текст. 2. Озаглавьте его. 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы. 4. Запишите слова, которые соответствуют схемам:

5. На какие вопросы отвечают эти глаголы? 6. Какой из глаголов обозначает законченность действия? 7.  Какой из глаголов обозначает незаконченность действия?

8. Определите вид всех глаголов в тексте.

Апрель – настоящий в..долей. Заиграли талой водой овра..ки. Моросит на снег 3первый весенний дождик. Шир..ко ра..лились лужи и разводья в низинах. Трогают..ся вешние воды. Идет лед.

Задание 2.

Цель: сформировать умение находить в тексте глаголы, развивать умение употреблять вид глагола правильно; развить творческие способности учащихся.

Методический комментарий для учащихся: 1. Внимательно прочитайте  предложения. 2. Найдите и устно исправьте ошибки в употреблении глаголов.

Я долго переписал сочинение.

Ребенок горько плакал и никак не успокоился.

Слушатели горячо аплодировали, и пианист играл еще одну пьесу.

Задание 3.

Цель: научить определять вид глагола, сформировать умение образовывать глаголы разных видов.

Методический комментарий для учащихся: 1. Образуйте от данных глаголов глаголы другого вида.

Разведать, писать, усвоить, готовить, вылить, ехать, вычертить.

Уровень С

Задание 1.

Цель: научить находить в тексте глаголы, сформировать умение определять вид глагола, употреблять глаголы в речи; повторить изученные орфограммы, расширить кругозор, словарный запас и творческие способности учащихся.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте текст. 2. Озаглавьте его. 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы. 4. Определите вид всех глаголов в тексте.

У каждого времени года своя музыка.

Сне… померк. Разрывчатой струйкой с…ребряные шарики тор…пливо скатываются с крыш. Мел…дично поет, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах слышится частый звон с…ребряно…о к…л…кольчика. Это заливаются овсянки.

Солнечный луч всюду заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.

Задание 2.

Цель: научить находить глаголы в тексте, развивать умение определять вид глагола; повторить слова-омонимы, расширить кругозор и словарный запас учащихся.

Методический комментарий для учащихся: 1.Внимательно прочитайте предложения. 2. Определите, к какому виду относятся глаголы-омонимы. (Омонимы ли?)

Больной походил и лег. Характером он походил на отца.

Он зашел в библиотеку почитать новинки. Дети должны почитать своих родителей.

К вечеру рабочий сносит все дрова в сарай. Течение сносит лодку.

Задание 3.

Цель: научить определять вид глагола, сформировать умение образовывать глаголы разных видов.

Методический комментарий для учащихся: 1. Образуйте от данных глаголов глаголы другого вида.

Готовить, вылить, ехать, вычертить.

5. Выходной контроль

Уровень А

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Закончите предложения

Я приобрёл знания о…

Я научился…

Мне еще нужно учиться…

Методический комментарий для учащихся:

Сравните два предложения и определите, в каком из них выстрел получится случайно.

Мальчик натянул рогатку и выстрелил.

Мальчик натягивал рогатку и выстрелил.

Уровень Б

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Закончите предложение

Я понял, что…

Было трудно…

Было интересно…

Методический комментарий для учащихся:

К какому виду вы отнесете глагол проводить в предложениях:

Преподаватель решил проводить семинар со студентами вечером. Лена тоже поехала на вокзал: она хотела проводить сестру.

Уровень С

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Закончите предложение

Я понял, что…

Было трудно…

Было интересно…

Я приобрёл знания о…

Я научился…

Мне еще нужно учиться…

Методический комментарий для учащихся: ответьте на вопросы

Если вид совершенный, значит, глагол обозначает действие, достигшее предела, законченное.

А на что указывает значение следующих глаголов: запеть, загореться, заговорить? Действие закончено? Есть результат?

(Нет, действие только началось!)

Может быть, эти глаголы несовершенного вида? Проверьте!

(Нет, просто они обозначают, что начало действия состоялось, – в отличие от глаголов запевать, загораться, заговаривать (здесь действие повторяется или длится долго)

Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.

Комментарии

Еще никто не комментировал.

Оставьте комментарий

(обязательно)

(обязательно)