Небо в душе

Самым первым инициатором создания нового памятника А. И. Покрышкину в свое время стал «Фонд памяти» героя. А он был основан глубоко неравнодушным человеком – организатором первой в городе службы спасения «СПАС 001» Сергеем Захаровым.

Самым первым инициатором создания нового памятника А. И. Покрышкину в свое время стал «Фонд памяти» героя. А он, в свою очередь, был основан глубоко неравнодушным человеком – организатором первой в городе службы спасения «СПАС 001» Сергеем Захаровым. С ним о памяти трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина беседует специальный корреспондент газеты Игорь РЕЗУН.

Сергей Николаевич, позвольте сначала такой вопрос: вы – марксист? В том смысле, что вы придерживаетесь постулата о том, что «бытие определяет сознание»?

Бытие определяет сознание… Тогда вопрос: а кто создал бытие, определяющее это сознание? Я считаю, что есть Высший разум, называйте его, как хотите, но именно он и создал все эти вещи: генетические механизмы, эволюционный отбор, все те природные тайны, которые мы только-только начали разгадывать! Я убежден, что многие вещи, которые мы должны сделать,  и хотим сделать, думая, что это наше собственное желание, они даны нам свыше. И в том числе нам свыше дан долг увековечить память героев Отечества, которыми по праву можно и нужно гордиться. Пусть это звучит и пафосно, но для меня эти слова — не просто ораторские речи.

Тогда интересно, почему общее бытие закаменских пацанов – среды полукриминальной, пол-уголовной, сформировавшейся в голодные годы, не определило аналогичное сознание Александра Покрышкина? Почему, как у Высоцкого, «из тех коридоров» одним оказалось сподручнее вниз, в «малину», а кто-то вырвался и поднялся в небо, как Александр Иванович?

Ну, во-первых, огромное значение оказало патриархальное воспитание. Александр Иванович воспитывался в очень хорошей, крепкой, со здоровыми традициями, крестьянской семье, стержнем которой был труд и еще раз труд – это важно, созидательный труд! Во-вторых, он с детских лет увидел свою цель, зажегся. И все: потом на мелочи не растрачивался! Зачем ему было пытаться стать главным или «крутым» среди закаменских пацанов? У него цель была, он все лишнее отсекал от себя, понимая, что это ему не даст подняться, пройти путь, который он себе наметил. За земным авторитетом, если можно так сказать, не гонялся: у него Небо в душе было! Плюс, конечно, генетика. Все предки – мастеровые крепкие, вятичи, а с другой стороны – здоровая сибирская кровь.

Скажите, а Александр Иванович часто вспоминал о трагическом уходе из жизни своего отца?

Нет, как говорят те, с которыми я общался, — люди, близко знавшие Александра Ивановича, на эту тему он никогда ни с кем не разговаривал. Закрыта была эта тема. С раной в душе он жил все это время.

На месте дома Покрышкиных, может, стоило бы мемориальную доску установить? Чтобы знали новосибирцы, где родился и жил герой…

В планах мемориальная доска на Лескова стоит. Конечно, там уже ни бревнышка, ни камешка от этого дома не осталось. Но я убежден, что важнее то, о чем мы сейчас мечтаем, десять лет уже мечтаем. Это единый музей трижды Героя Советского Союза маршала Покрышкина на его родной земле. Самый лучший это будет подарок и памяти Александра Ивановича, и городу в целом. Можно ведь взять экспонаты из запасников краеведческого музея, они там есть, у нас есть редкие вещи, в частных собраниях… Думаю, мы соберем семинар в Новосибирске, куда пригласим всех владельцев экспонатов и обсудим, возможность передачи материалов в общий музей. Для меня это важнее, чем простая доска. В конце концов, в городе стоит два памятника Покрышкину, станция метрополитена названа его именем. Надо приниматься за большое дело, за музей, который бы работал не на одно поколение.

Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.

Комментарии

Еще никто не комментировал.

Оставьте комментарий

(обязательно)

(обязательно)