Пессимистическая оптимизация, или можно ли экономить на качестве образования?

Курсы повышения квалификации. Лекция по психологии. Красивые слова типа «индивидуальный подход», «личностно-ориентированное обучение», «внимание к личности ребенка», «гармоничное развитие» у практикующих учителей все чаще и чаще вызывают раздражение. Почему? Неужели педагоги так равнодушны к детям, как пытаются нас убедить некоторые телеведущие типа Андрея Малахова? Нет. Просто дело в том, что правительство в очередной раз решило сэкономить на образовании, и осуществляет этот процесс, называемый «оптимизация сети образовательных учреждений», путем объединения классов и даже целых школ. Что получаем в результате? Попробуем сопоставить требования современной психологии и педагогики с реальностью. Во-первых, современный учитель, соответствующий профессиональным требованиям даже к первой категории, обязан освоить одну или несколько педагогических технологий и работать по ней, стараясь достичь максимального эффекта: стопроцентной успеваемости и высоких процентов качества обучения. Большинство передовых педагогических технологий осуществляют личностный подход к ученику, обеспечивают условия для индивидуального развития, дают возможность ребенку на уроке работать в своем собственном, индивидуальном ритме. Но возможна ли реализация этих условий в классе численностью тридцать или более человек? Наверное, все ответят на этот вопрос одинаково. Во-вторых, даже если учителю каким-то чудом удастся все-таки воплотить в жизнь одну из передовых педагогических технологий, он не сможет в учебном процессе учесть индивидуальные особенности обучаемости ребенка. Как известно, школьная отметка индивидуальна, и одна и та же, на первый взгляд, «четверка» по-разному достается детям. Хороший ответ отличника с отдельными недочетами – это «четверка». Но и слабый, дрожащим голосом произнесенный ПРАВИЛЬНЫЙ ответ заядлого двоечника тоже можно и даже нужно бывает оценить «четверкой» — чтобы поддержать, помочь, обрадовать, наконец, дать поверить в себя. А дальше? Ведь в результате и тот, и другой подойдут к процедуре ЕМЭ и ЕГЭ, где беспристрастно оценят свои знания в соответствии со стандартом. Знания, конечно, стандартизировать можно. А можно ли стандартизировать личность? Новая система оплаты труда педагога, призванная вроде бы поднять престиж учителя, на самом деле превращается в насмешку, когда за каждую копейку стимулирующих выплат учитель собирает бумажки, когда по минутам расписывает свой рабочий день. В то время, как родные папа и мама забывают, в каком классе учится их ребенок, учитель заботится о том, чтобы он был накормлен, чтобы сделал уроки, чтобы его не обидели в школе, чтобы он благополучно перешел через дорогу… Чиновники упорно продолжают делать из педагогов «поставщиков образовательных услуг». Но в школе очень велик человеческий фактор. Приведем пример. Если вы хотите постричься, вы идете и стрижетесь. Вы хотите получить качественную услугу. Если вас постригут плохо, то требуете вернуть деньги. А если вы не хотите стричься? Ученик должен ходить в школу независимо от того, хочет он учиться или нет. Представьте, что произойдет, если клиент парикмахера начнет от него бегать по залу? Смогут ли ему оказать качественную услугу? Сможет ли учитель качественно обучить ребенка, в котором с детства родители не воспитали тягу к знаниям, не научили получать удовольствие просто от узнавания нового? И таких ребят в последнее время все больше. Сейчас, когда стране нужны квалифицированные кадры, образованные люди, школа превращается во что-то непонятное: ни цели, ни идеала, ни условий нормальной работы.

В наше непростое время многие озабочены поиском хорошей работы. Выход есть: работа для школьника и подростка, студента и домохозяйки — для тех, кто хочет заработать без вложений и по свободному графику.

Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.

Комментарии

Всё правильно.Всё так и есть.Молодец!

Оставьте комментарий

(обязательно)

(обязательно)