Урок лекция – как удержать внимание?
В старших классах, когда большинство ребят готовятся к поступлению в ВУЗы, перед учителем встает задача не только подготовить их к успешной сдаче экзаменов, но и сформировать у них навыки, которые пригодятся им во время дальнейшего обучения: написание реферата, запись лекции, составление конспекта, плана, тезисов и так далее.
Поэтому все популярнее становится такая форма урока, как урок лекция. Когда мы выбираем эту форму урока, и какие задачи ставим перед собой?
Чаще всего урок лекция проводится, когда учащимся предстоит познакомиться либо с новым этапом в развитии литературы, либо с творчеством писателя, либо с обзором историко-литературных фактов того или иного периода. Несомненно, много информации по этой теме ребята смогут при желании найти сами. И вовсе не обязательно, чтобы после вашей лекции они запомнили досконально все даты, имена и события. Нет, это не главная наша задача.
На первый план урок лекция выносит совсем иные задачи: научить ребят грамотно составлять план лекции, выбирать и записывать главное, составляя тезисы. Именно эти умения пригодятся им во время учебы в университете.
Как удержать внимание, как сделать так, чтобы лекция была прослушана от начала до конца и понята школьниками? Конечно, для каждого случая трудно двать универсальные рецепты, но попробуйте все же соблюдать несколько несложных правил.
Во-первых, урок лекция должен быть интересным. Сухие факты разбавляйте забавными или эмоциональными зарисовками, расскажите о тайнах или сенсациях, поставьте вопросы или проблемы для размышления, спора.
Во-вторых, учитель должен знать лекцию практически наизусть. Никогда не читайте по бумажке! Рассказывайте эмоционально, но четко придерживайтесь плана. Во время рассказа смотрите на аудиторию, общайтесь с ней.
Дайте установку на слушание. В начале урока лекции познакомьте ребят с заданиями, и скажите, что ответы на вопросы и подсказки к заданиям будут содержаться в вашей лекции. Задания подготовьте трех уровней сложности: первый уровень – ответы на вопросы почти буквально содержатся в самой лекции (допустим, это может быть мини-тест). Второй уровень – самих ответов в лекции нет, но содержание помогает выполнить задание (например, сравнить два явления, которые упоминались в лекции, найти общее и различное). И третий уровень – самый сложный, творческое задание, обычно предусматривает развернутый ответ на проблемный вопрос.
Итак, когда урок лекция подойдет к концу, предложим ребятам по свежим следам выполнить эти задания. Таким образом мы достигнем сразу нескольких целей. Во-первых, лекция будет ребятами прослушана, так как они знают, что прослушав содержание, они успешно справятся с заданием, а во-вторых, мы имеем возможность выставить сразу по несколько отметок за выполнение заданий разного уровня.
Урок лекция по творчеству А.М.Горького
Урок лекция по творчеству Ф.М.Достоевского
Урок лекция по творчеству И.С.Тургенева
Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.
[...] Кстати, некоторые из статей будут полезны не только учителям, но и всем, кто так или иначе взаимодействует с аудиторией. Например, статья об удержании внимания. [...]