Урок литературы в 6 классе. М.Ю.Лермонтов «Морская царевна»(опыт интерпретации)

морская царевна

Остапенко Галина Ивановна, учитель МОУ «СОШ № 6 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Рубцовска Алтайского края

ЦЕЛЬ: обучение комплексному анализу текста;
-развитие навыков анализа художественного текста через обучение работе с деталью;
-воспитание у учащихся чувства прекрасного, активной жизненной позиции через художественные образы, создаваемые поэтом, через понимание авторской оценки.

1. Вступительное слово учителя
С детских лет всем хорошо известен сказочный зачин поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», в котором есть такие строки:
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Мы встречаемся с образами русалки и у Гоголя в «Майской ночи», и у Тургенева в «Записках охотника». Водяные девы не случайно стали героями произведений: без них наше мировоззрение было бы суше, рациональнее, беднее.
Сегодня мы обращаемся к балладе М.Ю.Лермонтова «Морская царевна», к балладе, которая вбирает в себя древние предания о русалках, обаяние русских народных сказок.
2. Выразительное чтение баллады.
Морская царевна
В море царевич купает коня;
Слышит: «Царевич! взгляни на меня!»

Фыркает конь и ушами прядет,
Брызжет и плещет и дале плывет.

Слышит царевич: «Я царская дочь!
Хочешь провесть ты с царевною ночь?

Вот показалась рука из воды,
Ловит за кисти шелковой узды.

Вышла младая потом голова,
В косу вплелася морская трава.

Синие очи любовью горят;
Брызги на шее, как жемчуг, дрожат.

Мыслит царевич: «Добро же! постой!»
За косу ловко схватил он рукой.

Держит, рука боевая сильна:
Плачет и молит и бьется она.

К берегу витязь отважно плывет;
Выплыл; товарищей громко зовет:

«Эй вы! сходитесь, лихие друзья!
Гляньте, как бьется добыча моя…

Что ж вы стоите смущенной толпой?
Али красы не видали такой?»

Вот оглянулся царевич назад:
Ахнул! померк торжествующий взгляд.

Видит, лежит на песке золотом .
Чудо морское с зеленым хвостом;

Хвост чешуею змеиной покрыт,
Весь замирая, свиваясь, дрожит;

Пена струями сбегает с чела,
Очи одела смертельная мгла.

Бледные руки хватают песок;
Шепчут уста непонятный упрек…

Едет царевич задумчиво прочь.
Будет он помнить про царскую дочь!
Обращение к ассоциативной памяти.
- Какие сюжеты возникли в вашей памяти при чтении баллады?

3. Выявление читательских эмоций
- Какие чувства вы испытываете к царевичу? К царевне? Кому
сочувствуете?
- Кому из героев сочувствует, с вашей точки зрения, автор?
- Перечитаем сцену смерти царевны. Сцена впечатляет. Почему?
– Перечитаем последние строки. О чем задумался царевич? В каких словах авторская оценка? Перечитайте последнюю строку так, чтобы интонационно передать авторскую оценку.
- К а к о в а ж е а в т о р с к а я позиция ?
4. Композиционные особенности баллады
- На какие две части делится баллада? В чем противостоят первая и
вторая части?
– Раскрасьте мысленно первую и вторую части. Объясните выбор
цветовой гаммы.
- Какой художественный прием положен в основу композиции?
5. Словесное рисование
- Какой Вы представляете царевну в начале и в конце баллады ?
- Как меняется лицо героя в финале?
6. Осмысление художественных деталей текста
- Почему упрек «непонятный»? К кому он обращен?
- Почему толпа «смущенная», а не испуганная? Почему герой не уступает мольбе царевны?
ИССЛЕДОВАНИЕ:
Проследите, всегда ли Лермонтов называет своего героя царевичем?
- В каком эпизоде – «витязь»
- Кто такой витязь? С кем сражается? Кого защищает? А в нашем
эпизоде?
! «ловко схватил»
«рука боевая сильна»
«отважно плывет».
– Как звучат слова «ловко», «отважно», «боевая рука» у Лермонтова?
(иронично).
- Что погубило любовь и красоту?
Герои слишком разные, чтобы быть вместе. Они не могут понять друг друга, потому что живут в разных стихиях. Мир царевны – это морские глубины, царевич смел и отважен только в своей стихии – на земле. В чем тайна красоты русалки? Это и пытается узнать царевич, вытащив морскую царевну на берег. Но разве красота познается через раскрытие тайны? Красота дана для наслаждения, и можно только жалеть тех, кто этого не п о н и м а е т. Невольно вспоминается стихотворение Ю.Кузнецова «Атомная сказка» (читается стихотворение)
Эту сказку счастливую слышал
Я уже на теперешний лад,
Как Иванушка во поле вышел
И стрелу запустил наугад.

Он пошел в направленье полета
По сребристому следу судьбы.
И попал он к лягушке в болото,
За три моря от отчей избы.

— Пригодится на правое дело! —
Положил он лягушку в платок.
Вскрыл ей белое царское тело
И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.

- Сказка из счастливой становится несчастной. От такого поведения Ивана-дурака рушится все хорошее, светлое, что накоплено человечеством. От нас зависит– погибнуть от жестокости и непонимания или научиться быть человечными. Красивая мечта так же необходима, как и практически полезная вещь.

7. Жанр баллады

- Наловите жанровые особенности баллады. Докажите, что «Морская царевна» – баллада,
- Что помогает поэту создать колорит старины?
- Что придает балладе быстрый темп?
8. Заключительное слово учителя
Трагедия мира в жестокости равнодушия, хладнокровно разрушающей красоту. В балладе соединены воедино и осмыслены важные мотивы лермонтовской позиции: тайна и красота, любовь и смерть, добро и зло.
Волшебный мир лермонтовской баллады – это мечта о недостижимой в реальном мире гармонии. Любовь, как творческое начало, гибнет в мире жестокости, холодного рассудка. Гибнет сама природа, ее красота, когда она лишается своего естественного покрова, своей тайны. Это мой вывод.
9. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
- А что вы для себя вынесли с сегодняшнего урока? Над чем задумались? Что для вас главное в этой балладе? Напишите дома сочинение – анализ баллады М.Ю.Лермонтова «Морская царевна».

Скачать одним файлом

Снова в школу

Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.

Комментарии

Еще никто не комментировал.

Оставьте комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Недорого и надежно - продвижение статьями с гарантией размещения