Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся на уроках истории
Обобщение личного педагогического опыта
Автор: Коробова Нина Валентиновна, учитель истории и обществознания МОУ «Шейбухтовская основная общеобразовательная школа», Междуреченского района Вологодской области; высшая квалификационная категория, стаж работы – 17 лет.
Вопрос организации обучения, одновременно решающий задачи обеспечения познания и психического развития ставился ещё Л.С. Выготским. Он определял её как «соотношение обучения и развития». В дальнейшем эта проблема была разработана В.В. Давыдовым в концепции учебной деятельности, где через организацию целенаправленной учебной деятельности решалась задача эффективного усвоения программных знаний, умений и навыков и формирования теоретического мышления, как наиболее высокого уровня сознания. Формирование у учащихся теоретического мышления достигается путём специального построения учебного предмета, особой организации обучения. По мысли В.В. Давыдова, только специально организованное учение делает ученика субъектом учения.
В возрасте 10-12 лет у детей развивается познавательная потребность, формой проявления которой является интерес. Потребность обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому осмыслению действительности. В данном возрасте познавательный интерес проявляется к содержательной стороне учебной деятельности, к её процессу – как и какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи. В этом возрасте продолжает развиваться наглядно-образное мышление. Новообразованием данного возраста является развитие словесно-логического мышления и рассуждающего мышления, возникновение которых существенно перестраивает другие познавательные процессы – память становится мыслящей, восприятие – думающим. Благодаря этому дети способны в последующем успешно осваивать подлинные научные понятия и оперировать ими, то есть развивается теоретическое мышление. Развивается рефлексивное мышление – умение осознавать то, что ученик делает и аргументировать, обосновывать свою деятельность .
Исходя из этого, учебная деятельность должна строиться как поисковая, где понятие образуется в движении от общего к частному, от абстрактного к конкретному. В ходе такой деятельности ребёнок учится воспроизводить логику построения научного знания . Осуществить поисковую деятельность помогает задачное обучение.
Сущность задачного обучения состоит в том, чтобы построить обучение как систему задач и разработать средства для того, чтобы, во-первых, помочь учащимся в осознании проблемности предъявляемых задач, во-вторых, найти способы сделать разрешение проблемных ситуаций, заключённых в задачах личностно-значимыми для обучающихся, в-третьих, научить их видеть и анализировать проблемные ситуации
Необходимым начальным этапом развёртывания поисковой деятельности является постановка учебной задачи. По словарю Коджаспировой учебная задача – цель, которую надлежит выполнить ученику в определённых условиях учебного процесса. Целью и результатом решения учебной задачи является изменение самого субъекта.
Учебная задача имеет свои исходные условия и содержит вопрос (чаще всего «почему?»), требующий ответа. Анализ проблемы и постановка УЗ требует иногда больших усилий, чем её последующее разрешение . Исходная, начальная формулировка задачи лишь в самой минимальной степени и совсем приблизительно определяет искомое. Умение выделять УЗ – важная составляющая учебной деятельности. Первоначально школьники не умеют ставить УЗ, поэтому на первых порах эту функцию выполняет учитель. Постепенно соответствующие умения приобретают сами учащиеся. Это важный этап формирования самостоятельной учебной деятельности. (Такие умения очень нужны и при обучении в вузе, и при самостоятельной работе. Английский он-лайн – наглядный пример обучения, где умение ставить УЗ необходимо)
Правление князя Владимира и крещение Руси
Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.
Комментарии
Еще никто не комментировал.
Оставьте комментарий